Угольные котельные - один из самых распространенных видов котельных на территории России. Особенно эффективно их размещение в негазифицированных регионах и регионах, соседних с углебодобывающими.
Угольные котельные предназначены для получения горячей воды с целью отопления или горячего водоснабжения жилых, административных или промышленных объектов (водогрейные котельные) либо для получения пара с целью обеспечения технологических нужд предприятий (паровые котельные).
К числу основных преимуществ угольных котельных относятся:
В то же время для эксплуатации угольной котельной требуются:
Угольные котельные могут отличаться по составу основного и вспомогательного оборудования в зависимости от их типа. Но, как правило, все они комплектуются следующими агрегатами и системами:
На территории угольной котельной должно быть подготовлено место для приемки топлива, угольные склады и специальные устройства для транспортировки угля до котельной: грейферы, СКИПы, ленточные или скребковые транспортеры.
Угольные котельные небольшой мощности могут быть оборудованы котлами с ручной топливоподачей и ручным шлакоудалением (КВр). Подача топлива до котельной выполняется с помощью вагонетки или других механизмов подачи, загрузка топлива в котел - оператором вручную. Выгрузку шлака и золы из зольных бункеров также производит оператор вручную, вывоз шлака за пределы котельной возможен тележкой или транспортерами. Для облегчения физического труда производятся котлы с поворотными колосниками РПК, зола и шлак опрокидываются в зольный бункер путем поворота колосников.
В более мощных угольных котельных устанавливаются котлы КВм с механическими топками. Тип топливоподачи, сжигания топлива и золошлакоудаления зависят от модели топки.
В котлах КВм с топкой ЗП РПК из топливного бункера уголь подается в топку с поворотными колосниками механическим забрасывателем. Поворот колосника выполняется вручную или автоматически, далее шлак и зола удаляются вручную или конвейером золоудаления.
В котлах КВм с топкой ТЛПХ (движущееся колосниковое полотно прямого хода) уголь поступает в топку самотеком, сгорает в процессе движения, а шлак и зола сбрасываются в конце пути в зольный бункер или транспортер золоудаления.
В топки ТЛЗМ уголь забрасывается пневмомеханическим забрасывателем. При этом крупные куски отлетают к задней стенке и, двигаясь оттуда, имеют достаточный промежуток для полного сгорания. Шлак и зола в конце движения сбрасываются с ленты, затем удаляются транспортером.
Поступление и передвижение угля в топке типа ТШПМ происходит при помощи шурующей планки. Она перемещает топливо, приподнимает его, открывая доступ кислорода и усиливая реакцию горения, и сбрасывает шлак с полотна в бункер или на транспортер.